Loading...
Оказываем услуги вибрационной стабилизации остаточных напряжений мобильным оборудованием с компьютерной диагностикой и документированием процесса.

Residual stresses

Residual stresses
Unfortunately, not many engineers and technicians know what residual stresses are in metals. And even more so, not many people know how to deal with this.

However, ignoring the existence of such a physical phenomenon as residual stresses can lead to multimillion-dollar quality losses in production and sometimes to disasters.

And so, let's start with the basics.


Residual stresses are divided into:



Residual stresses of the first kind in sizes comparable to the dimensions of the whole body;

Residual stress of the 2nd kind or microscopic, in sizes comparable to the grain size of the metal. Microscopic stresses are studied by x-ray methods;

Residual voltage of the third kind or submicroscopic distortions, in sizes comparable to the sizes of the atomic crystal lattice.


We will consider residual stresses in a macro volume or residual stresses of the first kind



Speaking of allegories, the residual stresses in metals are explained by a certain curvature of their crystal lattice.

When can they occur? In the transition from liquid to solid - castings. (For example castings of beds, gearboxes, etc.). When welding metals. During machining (removal of stock from the workpiece).

What could be the consequences of exposure to residual stresses?

The most common effect of residual stresses is warpage of the product.

Consider a specific example:

For example, you made a casting of a large gear case (steel or cast iron). And after that you need to bore the holes for the shafts.

You bore holes for the gearbox shafts on a boring machine, gave the body to the assembly, and there it suddenly turns out that the holes are not aligned.

The first thing that comes to the mind of masters who do not know about residual stresses is the idea that the borer screwed up when processing holes.

But in most cases, the cause is residual stresses, which constantly strive to bring the crystal lattice of the material to an equilibrium state.


How can one deal with the consequences of residual stresses? Yes, very simple.



There are three main technologies for stabilizing residual stresses in casing, welded, cast products:



1) natural aging

This is when, after receiving the workpiece (casting, forging, welded structure, etc.), we spread it in the open air and wait 2-3 years until the part relaxes itself.

The disadvantages of this method are huge timelines. Not every manufacturer can “freeze” such a quantity of working capital and work at a warehouse of blanks.


2) annealing

the part is subjected to low-temperature heat exposure - annealing.

I must say that this method has almost the same disadvantages, but sometimes it is simply irreplaceable. For example, when it is necessary to stabilize residual stresses in hard parts (forging, casting cube 1m x 1m x 1m, etc.). Cons: thermal furnaces are needed, sometimes very large, if the part is large. Energy is very expensive. The annealing process lasts about a day. But most importantly, low-temperature annealing significantly reduces the cyclic endurance of the product. This is very critical, for example, for welded frames of bogies of electric and diesel locomotives, where the product must withstand a certain number of alternating loads during operation. This method is morally obsolete and extremely disadvantageous either economically or technologically.


So what then remains for the manufacturers?



There is another method that goes back to the 70-80s of the last century, when the two largest scientific schools were born and competed on the world stage - this is the scientific school of the Ukrainian academician Kolot Vladimir Aleksandrovich, who in turn was a student of one of the most famous scientists -technologists - Belarusian academician Yasheritsin Pyotr Ivanovich, and the American scientific school of the company Marting Engineering. In this competition, the academic school of Kolot took the championship. In 1989, at an international technological exhibition, the young Ukrainian scientist Kolot Vladimir Aleksandrovich introduced the world the first computerized installation with the possibility of automated vibration-resonance stabilization of residual stresses in welded and cast body parts weighing up to 150 tons. Then the installation was awarded the "Gold Medal" at the exhibition, for a technological breakthrough.

In this installation, even the computer and the operating system on it were of their own design, in which employees, students and graduate students of Vladimir Alexandrovich took part. Immediately at the exhibition, more than a hundred contracts were signed for the supply of this high-tech equipment, which had no analogues in the world. At the same time, the installation cost at that time was 150,000 gold rubles, and the ruble was then more expensive than the dollar.

The Americans then lagged behind us for 4 years. Only after 4 years did they have their own computerized installation and their own patent.

But while Vladimir Aleksandrovich was a world-famous competitor in the technology of stabilizing residual stresses, in the field of application of the technology itself, Vladimir Alexandrovich went further and developed the technology of vibrational resonance dressing of non-rigid parts. This direction of the academic school of academician Kolot Vladimir Alexandrovich is the only one in the world to this day. No one else knows the technology of vibroresonant dressing of non-rigid products. Such technology corrected warpage of 2-meter welded shells of large electric motors, corrected warpage of 18-meter propeller shafts of submarines after their machining, etc.

Below is a training film explaining the essence of the technological process and the developed installation. To date, the enterprise, founded by academician Kolot Vladimir Aleksandrovich, already produces 5th generation installations, on a modern elemental base. But the "museum" exhibit of the very first installation was also preserved in working condition.


Reference: Vibration Stabilization of Residual Stresses



00:02
1186

Residual stresses — Минэтэк-технологии
Загрузка...
Уважаемые господа! Рады сообщить вам, что с января 2020 года мы запускаем программу продажи нашей продукции в лизинг с процентной ставкой от 0,5 % годовых в рассрочку до 36 месяцев.

Residual stresses

Residual stresses

К сожалению, не так много инженерно-технических работников знают, что такое остаточные напряжения в металлах. И уж тем более не так много знают, как с этим бороться.

Однако не учитывать существование такого физического явления, как остаточные напряжения, может привести к многомилионным бракам в производстве а иногда и к катастрофам.

И так, начнем с азов.


Остаточные напряжения делятся на:


Остаточные напряжения 1-го рода в размерах, сравнимых с размерами всего тела;

Остаточное напряжение 2-го рода или микроскопические, в размерах, сравнимых с размерами зерен металла. Микроскопические напряжения изучаются рентгенографическими методами;

Остаточное напряжение 3-го рода или субмикроскопические искажения, в размерах, сравнимых с размерами атомно-кристаллической решетки.


Мы будем с вами рассматривать остаточные напряжения в макро объеме или остаточные напряжения 1-го рода


Если говорить аллегориями, то остаточные напряжения в металлах объясняются определенным искривлением их кристаллической решетки.

Когда они могут возникать? При переходе из жидкого состояния в твердое - отливки. ( Например отливки станин, корпусов редукторов и т.д.). При сварке металлов. При механообработке ( снятии припуска с заготовки).

Какие могут быть последствия от воздействия остаточных напряжений?

Самое распространенное явление воздействия остаточных напряжений - это коробление изделия.

Рассмотрим конкретный пример:

Например, вы изготовили отливку большого корпуса редуктора ( из стали или из чугуна). И вам после этого нужно расточить отверстия под валы.

Вы расточили на расточном станке отверстия под валы редуктора, отдали корпус на сборку, а там неожиданно выясняется, что отверстия не соосны.

Первое, что приходит в голову мастерам, которые не знают про остаточные напряжения, это мысль, что напортачил расточник при обработке отверстий.

Но в большинстве случаев причина в остаточных напряжениях, которые постоянно стремятся привести кристаллическую решетку материала в равновесное состояние.


Как же можно бороться с последствиями остаточных напряжений? Да очень просто.


Существуют три основных технологии для стабилизации остаточных напряжений в корпусных, сварных, литых изделиях:


1) естественное старение

Это когда мы после получения заготовки ( отливки, поковки, сварной конструкции и т.д.) выкладываем ее на открытом воздухе и ожидаем 2-3 года, пока деталь сама релаксирует.

Минусы этого метода - это огромные сроки. Не каждый производитель может "заморозить" такое количество оборотных средств и работать на склад заготовок.


2) отжиг

деталь подвергается низкотемпературному тепловому воздействию - отжигу.

Нужно сказать, что данный метод имеет практически одни минусы, но иногда он просто незаменим. Например, когда нужно стабилизировать остаточные напряжения в жестких деталях ( поковка, отливка куб 1м х 1м х 1м ,и т.д.). Минусы : нужны термические печи, иногда очень больших размеров, если деталь большая. Энергоносители очень дорогие. Процесс отжига длится около суток. Но самое главное, что низкотемпературный отжиг значительно снижает циклическую выносливость изделия. Это очень критично, например, для сварных рам тележек электровозов и тепловозов,где изделие должно выдерживать во время эксплуатации определенное количество знакопеременных нагрузок. Данный метод морально устарел и крайне невыгоден ни в экономическом ни в технологическом плане.


Так что же тогда остается производителям?


Есть еще один метод, который уходит своими корнями в 70-80 годы прошлого века, когда на мировой арене зародились и соревновались две самые крупные научные школы -это научная школа Украинского академика Колота Владимира Александровича, который в свою очередь был учеником одного из самых известных ученых-технологов - Белорусского академика Ящерицина Петра Ивановича, и американской научной школы фирмы "Мартинг Инжиниринг". В этом соревновании первенство взяла научная школа академика Колота. В 1989 году на международной технологической выставке, молодой Украинский ученый Колот Владимир Александрович представил миру первую компьютеризированную установку с возможностью автоматизированной вибро-резонансной стабилизации остаточных напряжений в корпусных сварных и литых деталях массой до 150 тонн. Тогда установке присудили "Золотую медаль" на выставке, за технологический прорыв.

В этой установке даже компьютер и операционная система на нем были собственной разработки, в которой принимали участие сотрудники, ученики и аспиранты Владимира Александровича. Сразу же на выставке было подписано более сотни контрактов на поставку этого высоко технологичного оборудования, которое не имело аналогов в мире. При этом, стоимость установки на тот момент составляла 150 000 золотых рублей, а рубль тогда был дороже доллара.

Американцы отстали от нас тогда на 4 года. Только через 4 года у них появилась своя компьютеризированная установка и свой патент.

Но если по технологии стабилизации остаточных напряжений у Владимира Александровича был серьезный конкурент с мировым именем, то в области применения самой технологии Владимир Александрович пошел дальше и разработал технологию вибро-резонансной правки нежестких деталей. Это направление научной школы академика Колота Владимира Александровича и по сей день есть единственным в мире. Никто больше не владеет технологией виброрезонансной правки нежестких изделий. Такой технологией исправляли коробления 2-х метровых сварных обечаек больших электродвигателей, исправляли коробления 18-ти метровых гребных валов подводных лодок после их механообработки и т.д.

Ниже приведен учебный фильм, поясняющий суть технологического процесса и разработанной установки. На сегодняшний день на предприятии, основанном академиком Колотом Владимиром Александровичем, выпускаются уже установки 5-го поколения, на современной элементной базе. Но также сохранился в рабочем состоянии и "музейный" экспонат самой первой установки.


Ссылка: Вибрационная стабилизация остаточных напряжений



23:02
88
Нет комментариев. Ваш будет первым!